2
СОДЕРЖАНИЕ
№
Содержание
Введение
Страницы
3
1.
Паспорт программы развития на 2024-2028 г. г
4
2.
Информативная справка.
6
3.
Проблемный анализ состояния ДОУ
8
4.
Концепция Программы развития ДОУ:
19
Концептуальные идеи, основные положения, принципы и
подходы, реализуемые в Программе развития
4.2. Миссия, цель, задачи и функции развития ДОУ.
4.1.
19
20
21
6.
Управленческий механизм реализации
Программы развития ДОУ
План действия по реализации Программы развития ДОУ
7.
Ожидаемые результаты. Критерии результативности
26
9.
Результаты реализации Программы развития
28
5.
10. Заключение
22
30
3
Введение
Дошкольный возраст является важным периодом активного формирования и развития
базовых отношений с людьми, знакомства с основными сферами жизнедеятельности, с социумом. Накопление ребенком (самостоятельно и под руководством близких взрослых, воспитателей и других людей) первоначального социального опыта способствует раскрытию его
возрастного потенциала, успешной подготовке к обучению в школе, конструктивному общению и взаимодействию с людьми, а в дальнейшем к взрослой жизни. Именно в дошкольном
возрасте закладываются основы социальной зрелости – компетентности ребенка, определяется траектория его дальнейшего развития и успешной адаптации к меняющимся условиям
жизни. Неслучайно в программах дошкольного воспитания особое внимание уделяется формированию необходимых для этого возраста социокультурных навыков, способствующих
эффективной социализации детей.
В настоящее время среди наиболее актуальных проблем, стоящих перед отечественным
дошкольным образованием выступает проблема воспитания активной, уверенной, инициативной личности ребенка, умеющего гармонично взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, принимающего и понимающего себя.
Особенностью педагогического процесса дошкольных учреждений последних лет является его гуманистическая направленность, обращенность к личности воспитанника, создание
условий для его эмоционального благополучия и проявления индивидуальности. В связи с
этим особую актуальность приобретает проблема разработки педагогической технологии для
развития социальной активности детей дошкольного возраста. Задача такой технологии - помочь детям приобрести опыт социально поведения и развить в процессе общения и деятельности их социальные способности, как того и требует заказ общества и государства. В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребёнка, создаваться условия
для формирования возрастных новообразований детства, развития компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, получение ребёнком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные
ступени развития, обучения и воспитания. Перед педагогами в условиях внедрения ФГОС
ДО стоит задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной
личности, способной к успешной социализации в обществе. Она определяет необходимость
широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию. Ориентация на ребёнка и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих развитие личности каждого ребёнка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть предстоящих изменений.
Содержание разработанной программы отвечает ведущим идеям современного дошкольного образования:
- обеспечение охраны и развития физического и психического здоровья детей;
- развитие личности ребенка (компетентности, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению);
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьей и социумом для обеспечения полноценного развития ребенка
Необходимость введения данной программы обусловлена пересмотром содержания образования в ДОУ с учетом современных документов и требований, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий.
Программа развития Муниципального дошкольного образовательного учреждения
детского сада общеразвивающего вида № 48 УКМО представляет собой систему, направленную на видение перспективы развития детского сада, выбор конкретных управленческих
решений и обеспечение поэтапной реализации поставленных целей. Программа была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников.
4
l.Паспорт Программы развития на 2024-2028 г.
Наименование программы
Основания для разработки программы, нормативные документы
Разработчик
программы
Программа развития МДОУ
1.Федеральный закон от 21.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации")
2.Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013г. № 1155 « Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3.Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г.
№ 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы
дошкольного образования"
4.Национальный проект «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
3 сентября 2018г. № 10)
5.Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача
РФ от 288.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20»)
6.Устав МДОУ детского сада общеразвивающего вида № 48 УКМО.
7. Основная образовательная программа дошкольного образования
ДОУ ДС № 48 УКМО
Педагогический коллектив ДОУ
Сроки реализации про- Программа развития ДОУ реализуется в период с 2024г. по 2028 г.
граммы
Назначение
программы
Проблема
Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе
анализа работы ДОУ за предыдущий период.
В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные
направления обновления содержания образования и организации
воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов.
Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях
развития ФГОС ДО: создание условий для реализации ООП; становление открытой, гибкой и доступной системы образования в
ДОУ.
Недостаточная готовность и включённость родителей в образовательный процесс.
Необходимость повышения качества образования, применение
современных образовательных технологий
5
Создание интегрированной модели развивающего образовательного
пространства, обеспечивающего условия для успешного развития
дошкольника с учетом ведущего вида деятельности детей
дошкольного возраста.
Цель
Задачи
Ожидаемые
результаты
С целью реализации цели Программы развития ДОУ выделены задачи, определяющие содержание деятельности педагогического
коллектива:
1. Совершенствовать содержание образовательной деятельности с
детьми основанного на личностно-ориентированном и системно деятельностном подходах.
2. Формировать здоровьесберегающую среду как фактор сохранения и укрепления здоровья детей и педагогов ДОУ.
3. Обновить развивающую предметно- пространственной среду
ДОУ, способствующую реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов.
4. Повысить профессиональные компетенции педагога как носителя образования детей.
5. Повысить эффективность работы с родителями воспитанников
как основной средой личностного развития ребенка.
6.Совершенствовать работу с социумом, надежного партнерства,
как залог успеха и качества деятельности дошкольного учреждения.
7. Совершенствовать систему мониторинга качества образования
(успешности) с учетом современных требований как основу достижений целей и успеха.
Подъём модернизации образовательного процесса на новый качественный уровень на основе:
1. Повысилась эффективность использования собственных ресурсов за счет передовых педагогических практик;
2. Повысилась компетентность и уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах индивидуализации образовательного процесса через овладение современными образовательными
программами и технологиями, обеспечивающими развитие индивидуальных способностей ребенка;
3. Прослеживается положительная динамика качества обучения и
воспитания, индивидуального и физического развития детей;
4. Совершенствование развивающей - предметно пространственной среды ДОУ;
5.Удовлетворенность семей воспитанников услугами ДОУ;
6. Прослеживается положительная динамика охвата детей дополнительными услугами;
7. Создана доступная среды для разных категорий детей;
Ожидаемым результатом является функционирование ДОУ как современного учреждения дошкольного образования, обеспечивающего развитие и подготовку к школе успешного дошкольника.
6
Этапы реализации, сроки
Объемы и источники
финансирования
Система организации
контроля за выполнением Программы развития
Сроки предоставления
отчетности реализации
Программы развития
ДОУ
Программа будет реализована с 2024–2028 годы в три этапа.
Этапы:
1-й этап – подготовительный (2024 г.г.):
– разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;
– создание условий (кадровых, материально-технических и т. д.)
для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;
– начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства.
2-й этап – практический (2025–2027 гг.):
– апробирование модели, обновление содержания, организационных форм, педагогических технологий;
– постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития;
– периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;
– коррекция мероприятий.
3-й этап – итоговый (2028 г.):
– реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов;
– анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития.
Бюджетное финансирование
Администрация детского сада. Рабочая группа.
Отчеты предоставляются: ежегодно (в составе годового плана работы учреждения, самоанализа образовательной деятельности).
В обязанности ДОУ входит периодическое информирование родителей воспитанников о ходе реализации программы (посредством
сайта, родительских собраний, отчетных концертов и т.д.)
2.Информативная справка
Полное наименование учреждения: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 48 Усть-Кутского муниципального образования.(МДОУ ДС общеразвивающего вида № 48 УКМО)
Юридический адрес: 666784 Россия, Иркутская область. г. Усть-Кут ул. РеброваДенисова,21
тел. 8 (395 65) 2-25-50
e-mail: Belochka.48@yandex.ru
сайт: ust-kut48.tvoysadik.ru
Организационно-правовая форма: муниципальное учреждение,
Тип: казённое учреждение
7
Здание детского сада – типовое, двухэтажное. Детский сад сдан в эксплуатацию 28 мая
1984 года. Общая площадь земельного участка: 5675 кв.м. Площадь здания: 1205 кв.м.
Группы комплектуются с 1-20 сентября ежегодно, а в остальное время проводится доукомплектование ДОУ в соответствии с установленными нормативами по количеству детей в
возрастных группах. ( 2 кв.м на одного ребёнка) В ДОУ функционируют 6 групп.
Месторасположение. Рядом с детским садом расположены: СОШ № 9; поликлиника ЦРБ;
Бетонный завод ( 200 м); железная дорога ( 500 м); жилые многоэтажные дома. Детский сад
имеет удобное транспортное расположение: недалеко от остановки ( 150 м), подъездные
пути в удовлетворительном состоянии.
Учредителем ДОУ является: Управление Образованием Усть-Кутского муниципального
образования.
666874 Иркутская область г.Усть-Кут ул.Кирова,39
Функции и полномочия собственника имущества ДОУ осуществляет Комитет по управлению имуществом Усть-Кутского муниципального образования.
Нормативно - правовые основы деятельности ДОУ отражаются Уставом и локальными
актами:
договоры с учредителем, родителями;
правила внутреннего трудового распорядка;
должностные инструкции;
договора с другими организациями;
Режим работы ДОУ: 7.30-18.00- 10,5 часов. Пятидневная рабочая неделя; суббота, воскресенье - выходные дни.
Наполняемость ДОУ. Детский сад посещают: 130 воспитанников. В учреждении функционируют 6 групп. Все группы – общеразвивающей направленности. В учреждение принимаются дети в возрасте от 1,5 до 8 лет на основании медицинского заключения. Наполняемость
групп устанавливается согласно правилам комплектования дошкольных образовательных
учреждений, утверждённым учредителем, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
требованиям.
Результаты МКДО
В 2022 г. детский сад прошел процедуру МКДО. Цель - реализация государственной
политики РФ в сфере образования, непрерывного системного анализа, оценка качества,
динамики и перспектив развития дошкольного образования, а также в целях установления
соответствия ООП ДОУ ФГОС ДО.
Мониторинг проводился по 9 областям качества. По результатам внешней процедуры
качества дошкольного образования ДОУ средний балл - 3,26.
Показатели мониторинга качества дошкольного образования (МКДО)
Показатели качества образования
Оценка/ баллы
Образовательные ориентиры
Образовательные программы
Содержание образовательной деятельности
Образовательный процесс
Образовательные условия
Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
Взаимодействие с родителями
Управление и развитие
Здоровье, безопасность и повседневный уход
8
3,50
3,00
3,08
3,30
3,36
нп
4,00
3,00
3,17
Управление ДОУ
Управление ДОУ осуществляется в соответствии с законодательством РФ, Уставом
ДОУ и строится на принципах единоначалия и самоуправления, открытости, приоритета
общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития
личности.
Такой подход предполагает активное взаимодействие администрации и педагогического коллектива, что способствовало повышению самосознания и ответственности каждого
работника.
Формами самоуправления в ДОУ являются:
-общее собрание трудового коллектива;
-педагогический совет;
-родительский комитет.
Непосредственное руководство дошкольным учреждением осуществляет заведующий
дошкольным учреждением.
Каждый субъект управления выполняет возложенные на него функциональные обязанности.
Органы управления Учреждением в системе проводят заседания, направленные на
улучшение качества и эффективности работы ДОУ.
С целью повышения эффективности управления, с учетом Федерального закона от
14.07.2022 N 298-ФЗ, в ДОУ применялись современные информационные технологии –
электронный документооборот (ЭДО).
Внедряется кадровый, бухгалтерский ЭДО, обмен электронными документами между
территориально, межведомственными подразделениями;
применение электронноцифровой подписи; информационное размещение документов на Сайте организации; учет
и обработка документов ДОУ находящихся на архивном хранении; регистрация, учет и
контроль входящих, исходящих, внутренних документов и др.
В 2022 г. по результатам внешней экспертизы качества дошкольного образования показатель «Управление и развитие» получил оценку - 3,00 балла.
Выводы: управление образовательным учреждением соответствует поставленным
целям и задачам в ДОУ. Принятые решения направлены на совершенствование и качество образовательного процесса в ДОУ.
3. Проблемный анализ деятельности дошкольного образовательно-
го учреждения
Оценка реализации образовательных программ
Содержание образовательной деятельности в ДОУ определяется Основной образовательной программой дошкольного образования образовательного учреждения детского сада
общеразвивающего вида № 48 (далее Программа ДОУ), составленная в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования
(далее ФГОС ДО. Приказ МинОбр науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155), Федеральной
образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП ДО). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»).
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,6 лет – 7 лет с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Программа основана на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена программой по региональному компоненту «Усть – Кут – мой город родной», разработанная автор-
9
ским коллективом под руководством Черемных Н.В., заместителем заведующим МДОУ ДС
№ 39; учебно - методическим пособием «Байкал-жемчужина Сибири» Л.А. Мишарина, пособием «Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая.
Основные направления образовательной деятельности ДОУ является:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям на основе духовно – нравственного
воспитания;
- создание условий для социально-личностного развития воспитанников в ДОУ.
Выводы: Образовательная деятельность в ДОУ реализуется в соответствии с ООП ДОУ,
парциальными и учебно-методическими пособиями.
Содержание и качество подготовки воспитанников
С 01.09.2023 г. была разработана ООП ДОУ (далее Программа) в соответствии с ФОП
ДО. При разработке ООП ДОУ учитывались: вид образовательного учреждения, режим
функционирования, контингент воспитанников, основные направления деятельности, а также лучшие педагогические традиции, практики и достижения ДОУ.
Содержание образовательного процесса определялось целями и задачами Программ и
реализовывалось в различных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструктивной, музыкальной, трудовой и др. Образовательный процесс реализовывался через совместную деятельность взрослого и детей (занятия
и образовательная деятельность в режимных моментах), самостоятельную деятельность детей. Планирование образовательной деятельности осуществлялось с учетом комплекснотематического планирования, которое обеспечивало системность и последовательность в
реализации программных задач.
Содержание образовательной деятельности в 2023г. было наполнено современными
технологиями, методами, приемами:
Компоненты образовательной деятельности
Технологии/методы/приемы
Возрастные группы
Технологии
ИКТ технологии (интерактивная песочница, доска)
6-8 лет
Технология «Скрайбинг»
3-8 лет
Технология «Клубный час»
6-8 лет
Технология «Музейная педагогика»
4-8 лет
Развивающие игры
Учебный курс «Логические блоки Дьенеша»
3- 8 лет
«Кинезеологические игры и упражнения»
4-8 лет
Проекты
«Дом- мудрость предков»
5-8 лет
«Юный финансист»
5-8 лет
В содержание образовательной деятельности был включен региональный компонент: ознакомление детей с озером Байкал, родным городом, с его историей и культурой.
Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения являлось воспитание духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма, гражданственности.
Воспитательные задачи реализовались в рамках образовательных областей – социальнокоммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.
Воспитанники ДОУ являются активными участниками конкурсов различного уровня.
По результатам МКДО (2022 г.) показатель качества - «Образовательные программы»
оценен 3,00 баллов. По результатам НОК (2023 г.) показатель – «Качество условий для осуществления образовательной деятельности» оценен 96,33.
Расписание занятий и объем недельной образовательной нагрузки детей соответствует
требованиями СанПин
10
https://ustkut48.tvoysadik.ru/upload/tsust_kut48_new/files/5d/c6/5dc6c3efd9b6ca5b2c0f425907f0
95d8.pdf.
Объем недельной образовательной.
kut48.tvoysadik.ru/upload/tsust_kut48_new/files/ee/23/ee2388ce64e1524fc0b7a9c4eb287472.pdf.
С учетом ФГОС ДО, педагогическому коллективу следует обратить внимание на основные
линии личностного развития детей: самостоятельность, инициативность. Поддержка инициативности детей позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия ребёнка, как уверенность в себе, чувство защищённости, комфорта, положительного
самоощущения.
Выводы: содержание образовательной деятельности в ДОУ соответствует ООП ДОУ, требованиям ФГОС ДО, СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Следует акцентировать внимание на основные линии личностного развития детей: самостоятельность, инициативность.
Коррекционная работа
В дошкольном учреждении коррекционная работа представлена учителем – логопедом.
Педагог – психолог – вакансия, т.к. по штатному расписанию предусмотрена 0,5 ставки.
В детском саду функционирует логопедический пункт для детей с нарушениями речи.
Разработана адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Педагог – психолог работает по специальным программам для детей дошкольного возраста.
Работа направлена на индивидуальное развитие детей, оказание помощи в освоении
ООП.
Специалистом используют разные формы работы с детьми и родителями воспитанников.
Вопросы по коррекционной деятельности заслушиваются регулярно на методических мероприятиях ДОУ. В работе учителя - логопеда с детьми прослеживается динамика.
Работа с детьми ОВЗ, нуждающиеся в коррекции личностных качеств ведется недостаточно эффективно, т.к. в детском саду нет специалиста педагога - психолога.
Выводы: коррекционная работа с детьми по речевым нарушениям строится с учетом
индивидуальных возможностей и потребностей, прослеживается динамика в речевом развитии.
Отсутствие специалиста педагога – психолога не позволяет эффективно выстраивать работу с особыми детьми.
Дополнительное образование
Дополнительное образование детей в ДОУ осуществляется в виде кружковой работы
(на бесплатной основе) и социального партнерства.
Дошкольное образовательное учреждение поддерживает отношения с социальными учреждениями:
- детская библиотека;
- городской музей;
- школа искусств;
- СОШ № 9.
Дополнительное образование детей
№
Кружки/социальное партнерство
1. Шахматный кружок (12 детей)
Социальное партнерство
2. Городской исторический музей МКУК
3. Детская школа искусств МБУДОДШИ
4. СОШ № 9 волонтерский отряд «СТОП»
5. Городской культурно-библиотечный центр УКМО
11
Направленность
Физкультурно-спортивная
Краеведческая
Художественно - эстетическая
Краеведческая
Художественно – эстетической
Отношения с социумом строятся на основе заключения договоров о творческом
взаимодействии.
В 2023 году был проведен опрос и анкетирование среди родителей с целью изучения
востребованности и возможного расширения спектра услуг в сфере дополнительного образования. Продолжилась работа по включению воспитанников, достигших возраста 5 лет,
в программу «Навигатор дополнительного образования Иркутской области». Всего дополнительным образованием охвачено 22 ребенка. Однако, потенциал детского сада по организации дополнительного образования используется недостаточно активно.
Важнейшим условием раскрытия детской одаренности является создание специальной
среды, в которой каждый ребенок может удовлетворить свои детские потребности.
В ДОУ ведется определенная работа с одарёнными детьми. Но данное направление требует особого внимания. Следует продолжить работу по решению следующие задачи:
- создание максимально благоприятных условий для развития одаренных детей в образовательном процессе и в свободной деятельности;
- стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
- оказание квалифицированной педагогической помощи родителям одаренных детей;
- обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми.
Достижения воспитанников.
Дети являются активными участниками:
конкурсов разного уровня;
спортивных мероприятий;
интеллектуальных игр:
выпускники ДОУ посещают кружки в школе.
Выводы: в детском саду созданы определенные условия для самоопределения интересов, склонностей детей. Работа с одаренными детьми требует особого внимания. Потенциал
детского сада необходимо использовать более активно для создания дополнительного образования.
Оценка качества кадрового обеспечения
Педагогический состав Детский сад укомплектован педагогами на 99 процентов согласно
штатному расписанию. Имеется вакансия педагога-психолога.
Все педагоги имеют образование: среднее специальное образование – 67%; высшее - 33%.
Средний возраст педагогических работников – 40 лет;
Средний педагогический стаж работы – 20 лет;
Всего прошли курсовую подготовку – 12/100 % педагогов;
Уровень квалификации:
Высшая квалификационная категория – 1 педагогов;
Первая квалификационная категория – 5 педагога (38%).
Выводы: педагоги постоянно совершенствуют свой профессиональный уровень, наблюдается качественные изменения показателей по совершенствованию педагогических компетенций.
Педагогический опыт и инновационная деятельность ДОУ
Педагоги активно участвуют в профессиональных конкурсах разного уровня: в федеральных, региональных и муниципальных. Имеют награды.
В детском саду накоплен опыт работы по разным направлениям деятельности: игровой,
познавательной, конструктивной, интеллектуальной, художественно-эстетической, физическому развитию и здоровью воспитанников. Обобщен многолетний опыт по гражданскопатриотическому воспитанию.
Педагоги активно внедряют инновационные технологии в работу с детьми: «Клубный
час», «Дети-волонтёры» Н.П.Гришаевой; «Ментальные карты» Т. Бьюзен; «Проблемное
обучение» Дж. Дьюи; «Линейный календарь» Е. В. Крутикова; «Детский совет»
Л.В.Свирская.
12
Все это позволяет педагогам заявлять о себе в педагогическом сообществе, вступать в
обсуждение различных образовательных проблем, публиковать свои наработки.
Выводы: педагогическим коллективом накоплен опыт работы по разным направлениям
ООП ДО.
Совершенствование методической и педагогической компетенции педагогов
В детском саду создана система поддержки профессионального развития педагогов в
соответствии с профессиональными, образовательными потребностями. Работает «Педагогическая мастерская», в рамках которой, действует постоянно действующий семинар по внедрению, разъяснению министерских документов (ФГОС ДО, ФОП ДО, Профессиональный
стандарт, и др.). Организована система наставничества, обмена опытом между педагогами,
поощряется участие воспитателей в педагогических онлайн сообществах. Определяется индивидуальная траектория развития профессиональной компетентности для каждого педагога.
На основе выявленных профессиональных дефицитов планируется работа по самообразованию, которая способствует повышению педагогической компетенции, позволяют педагогам
выйти на обобщение опыта работы. Апробируются и используются инновационные технологии, методы и приемы в работе с детьми. С целью уточнения, выявления знаний педагогов по
вопросам методик, дошкольной педагогики используется активные формы работы: «Педагогический диктант», «Слабое звено», «Мастер-классы», «Педагогическое кофе» и др.
В детском саду накоплен опыт работы по всем направлениям деятельности с детьми, который представляется на разных уровнях педагогического сообщества. Особое внимание
уделяется патриотическому воспитанию детей.
Вся работа с педагогами выстраивается на активных формах работы с учетом деятельностного подхода, направлена на решение поставленных задач, повышение профессионального
мастерства педагогов.
Выводы: педагоги постоянно совершенствуют свой профессиональный уровень, эффективно участвуют в работе методических мероприятиях, знакомятся с передовым педагогическим опытом своих коллег, занимаются самообразованием.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей
Особое внимание ДОУ уделяет созданию условий для соблюдения правил и мер безопасности в ДОУ.
Охрану учреждения в вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни осуществляет сторож, также осуществляется с помощью тревожной сигнализации и видеонаблюдения. Территория ДОУ обнесена забором. Все калитки и ворота снабжены механическими
замками.
В здание имеется охранная противопожарная сигнализация с системой оповещения.
Обеспечение условий безопасности в ДОУ выполняется согласно локальным нормативноправовым документам, которые соответствуют новым требованиям МЧС от 18.11.2021 №
806. Имеются все необходимые документы по обеспечению безопасности ДОУ (паспорт
безопасности, паспорт дорожной безопасности, планы эвакуации).
Выводы: в дошкольном учреждении созданы условия по обеспечению безопасности
жизнедеятельности детей.
Посещаемость и заболеваемость
Всего дней проведенных в группах воспитанниками в 2023 г. уменьшилось на 407 дней.
Так как уменьшился списочный состав группы детей.
Число дней пропущенных по болезни в 2023 г. увеличилось на 636 дней. Так как, в 3-х
группах дети болели ветряной оспой, сезонными заболеваниями, в декабре месяце на территории установились длительные актированные дни.
Сравнительный анализ посещаемости ДОУ детьми
№
1.
Показатель
Число дней проведенных в группе воспитанниками
2022
15700
13
2023
15293
2.
3.
4.
Число дней пропущенных по болезни
Среднегодовая численность детей
Списочный состав
2533
3169
110
82
137
132
Детей с первой группой здоровья в 2023г. уменьшилось на 1% т.к. уменьшилась численность
детей.
1 группа здоровья
36/27%
Группы здоровья детей 2023 г.
2 группа здоровья
3 группа здоровья
93/70%
3/3%
4 группа здоровья
-
38/28%
Группы здоровья детей 2022г.
96/70%
3/3%
-
В 2023 г. не было зафиксировано случаев травматизма детей и сотрудников.
Выводы: с уменьшением списочного состава групп в 2023 г. на 5 детей, уменьшился
показатель детей с первой группой здоровья. На посещаемость повлияли установившиеся
длительные актированные дни в декабре месяце.
Случаи заболеваемости увеличилась, т.к. дети болели сезонными и инфекционными (в
3-х группах – ветряная оспа) заболеваниями.
Мероприятия по сохранению и укреплению здоровье воспитанников
С учетом требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в ДОУ осуществлялся комплексный контроль по охране жизни и здоровья детей с учетом их возраста, пола, особенностей. Для
эффективной организации профилактических мероприятий в ДОУ ежедневно проводился
мониторинг состояния здоровья детей. Особое внимание уделялось медицинскому и санитарному контролю, усилению утреннего фильтра в группах детского сада, двигательному
режиму детей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья, половых различий
воспитанников.
В детском саду разработан план мероприятий, который предусматривал оценку физического развития и здоровья воспитанников, двигательную активность детей; проведение закаливающих и профилактических мероприятий. Ежегодно проводится мониторинг состояния
здоровья воспитанников узкими специалистами ОГБУЗ «Усть-Кутская ЦРБ». Ежегодно, 2
раза в год, проводится мониторинг физического развития детей.
В детском саду разработан комплекс мероприятий по формированию основ здорового
образа жизни у детей и взрослых. В 2023 г. в целях оценки развития детей раннего возраста службой ранней помощи ГАУ ЦППМиСПБ были проведены мониторинговые исследования. Всего было обследовано 34 ребенка. Все дети развиваются гармонично, согласно
своему возрасту.
Организация питания.
В детском саду уделяется большое внимание организации питания дошкольников. В учреждении организованно 4-х разовое питание, по примерному 10-ти дневному меню, с учетом требованиями СанПиН. Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с
технологическими картами.
Между завтраком и обедом – второй завтрак, где дети получают соки. В ежедневный
рацион питания включены фрукты и овощи. Проводятся расчёт и оценка среднесуточного
набора пищевых продуктов, подсчёт энергетической ценности полученного рациона питания и содержания в нём основных пищевых веществ. В летний период осуществляется усиленное питание.
При поставке продуктов отслеживается наличие сертификатов качества.
В 2023 г. в детском саду была организована работа по обучению родителей и детей по
вопросам здорового питания. Курсовую подготовку прошли по программе: «Родительский
14
контроль» - 15 человек взрослых; по «Школьной программе» - 22 человека взрослых, по
«Дошкольной программе» - 23 человека взрослых, 43 – ребенка.
Показатели обучения по программе здорового питания
Обучение по проОбучение
Обучение
грамме
по Школьной
по Дошкольной
«Родительский конпрограмме
программе
троль»
Взрослые
Взрослые
Взрослые
Дети
15
22
23
43
Ежедневно воспитатели информируют родителей о детском меню, размещают рекомендации по питанию детей в вечернее время и выходные дни.
Медицинский блок включает в себя: медицинский, прививочный кабинеты, которые
оснащены необходимым медицинским инструментарием, набором медикаментов. На медицинскую деятельность имеется лицензия.
Выводы: физическое развитие и здоровье воспитанников остается приоритетным направлением в деятельности ДОУ. Ведется целенаправленная работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, формированию здорового образа жизни.
Работа с родителями
Взаимодействие детского сада с семьёй является одним из важнейших направлений в организации целостного педагогического процесса. Вся работа строится с учетом социального
статуса семей.
Социальный статус семей воспитанников: полная семья - 81%, один родитель – 19%;
многодетная семья – 19%; высшее образование - 38%, среднее специальное - 40%; рабочие
специальности - 62%, служащие – 38%.
Целью работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению воспитания детей в семье. В детском саду разработан план мероприятий совместной деятельности с родителями, с учетом современных форм, методов и приемов.
Учитывается индивидуально - дифференцированный подход к каждой семье: особенности семейного воспитания, потребности родителей в отношении образования, возможности
включения родителей в совместное решение образовательных задач; возрастосообразность,
социальное положение и др.
Ежегодное анкетирование родителей показывает высокий процент удовлетворенности
образовательной деятельности воспитанников ДОУ (по результатам самообследования 2023
г.- 91%). По результатам МКДО (2022 г.) показатель «Взаимодействие с родителями» оценен
- 4,00 балла; по результатам НОК (2023 г.) показатель «Удовлетворенность условиями оказания услуг ДОУ» оценен – 96,33.
Выводы: по мнению большинства родителей (91%) дошкольное образовательное учреждение предоставляет качественные услуги воспитанникам ДОУ.
По результатам независимой оценки качества условий образовательной деятельности
(НОКО), показатель «Удовлетворенность условиями оказания услуг» получил оценку 96,33
балла.
Материально - техническое обеспечение
В Детском саду сформирована материально-техническая база для реализации ООП
ДОУ, жизнеобеспечения и развития детей.
Все помещения детского сада соответствуют санитарным, противопожарным, безопасным требованиям, оснащены необходимой мебелью, оборудованием, в достаточном количестве, подобраны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
Развивающая предметно-пространственная среда создана в соответствии с методическими рекомендациями для педагогических работников ДОУ «Организация развивающей предметно пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» и с учетом возрастных возмож-
15
ностей, склонностей и интересов детей. В каждой возрастной группе созданы центры развития, которые содержат в себе познавательный и развивающий материал в соответствии с направлениями образовательной программы. В группах созданы условия для самостоятельной,
художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда организована в соответствии с методическими рекомендациями для педагогических работников ДОУ «Организация развивающей
предметно пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» и с учетом возрастных возможностей, склонностей и интересов детей. Созданы условия для свободного выбора детьми
деятельности.
Развивающая предметно - пространственная среда представляет собой «поисковое поле»
для ребенка, стимулирующее процесс его социализации, развития и саморазвития,
обладает свойствами открытой системы и выполняет развивающую, воспитывающую,
стимулирующую функции.
Территория детского сада включает: прогулочные участки для детей - 6, спортивная
площадка – 1. Территория ограждена. Оборудована спортивная площадка, прогулочные зоны
оснащены игровыми сооружениями в соответствии с возрастом детей, на территории детского сада установлена детская метеостанция.
Все кабинеты оснащены современным оборудованием, имеется мультимедийное оборудование с проектором и ноутбуком, 4 компьютера, 2 телевизора, музыкальный центр, 1 интерактивная доска, 1 интерактивная песочница, развивающий набор «Шкаф 7 знаний». Детский сад обеспечен наглядными пособиями, дидактическими материалами, методической и
художественной литературой для реализации ООП ДОУ, педагогических программ и технологий.
Материально-техническая база формируется в соответствии с выработанными критериями: безопасность, разнообразие, новизна, многофункциональность, эстетичность.
Выводы: материально- техническое оснащение ДОУ обеспечивает выполнение ООП
ДОУ, постоянно обновляется.
Оценка учебно-методического, библиотечно – информационного обеспечения
В 2023г. было подобрано учебно-методическое обеспечение ООП ДОУ (с учетом ФОП).
В ее перечень вошли отдельные разделы комплексной программы «От рождения до школы»
Н.Е. Вераксы и другие парциальные программы. Были внесены корректировки по подбору
методик по недостающим задачам ООП ДОУ.
Библиотечный фонд представлен методической литературой по всем образовательным
областям ООП ДОУ, детской художественной литературой, периодическими изданиями,
а также другими информационными ресурсами на различных электронных носителях.
В детском саду имеется банк необходимых учебно-методических пособий: картин, иллюстраций, дидактических пособий рекомендованных для планирования воспитательнообразовательной работы.
Библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса ДОУ включает в
себя: локальную сеть, выход в Интернет, электронную почту, официальный сайт учреждения, где размещена вся необходимая информация. Но по-прежнему ощущается недостаточная оснащенностью компьютерной техникой, потребность в ее замене.
Выводы: учебно – методическое оснощение обеспечивает реализацию ООП ДОУ. Методический кабинет располагает методической и детской художественной литературой, наглядными пособиями по различным образовательным областям программы, но имеется необходимость ее обновления с учетом ФОП.
Финансово-хозяйственная деятельность
Финансово-хозяйственная деятельность учреждения осуществлялась в соответствии со сметой доходов и расходов. Была направлена на реализацию уставных целей. Бюджетные средства использовались в полном объеме. Запланированные доходы в виде субсидий на выполнение муниципального задания, а также целевые субсидии поступают в полном объеме и успешно осваиваются.
16
Отчеты о финансово-хозяйственной деятельности детского сада регулярно размещаются
на официальном сайте ДОУ.
Выводы: финансово-хозяйственная деятельность обеспечения ДОУ позволяет успешно
реализовать ООП ДОУ.
Функционирование внутренней системы оценки качества образования
Цель процедуры внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) - установление соответствия условий реализации основной образовательной программы Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
В ДОУ разработан механизм функционирования внутренней системы оценки качества
ДОУ. Разработаны локальные акты, создана Рабочая группа, определена система внутренней
оценки качества образования.
В качестве источников данных для оценки качества образования использовались: образовательная статистика, мониторинговые исследования, социологические опросы, отчёты
работников ДОУ, справки по итогам контроля, итоги конкурсов, продуктивная деятельность
детей и др. Итоги контрольной деятельности рассматривались на заседаниях педагогического совета.
Таким образом, можно отметить, что в ДОУ определена система оценки качества образования, которая осуществляется планомерно в соответствии с годовым планом работы и локальными нормативными актами.
Выводы: функционирование внутренней системы оценки качества образования охватывает все стороны образовательного процесса, что позволяет делать выводы об общем состоянии ДОУ.
В 2023 г. детский сад прошел процедуру независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности (НОКУООД). Результаты процедуры отражаются в
материалах самообследования и используются для выработки оперативных решений.
Итоговые значения
показателей независимой оценки качества (НОК) условий
образовательной деятельности 2023 г.
1. Открытость и доступность информации об организации, осуществляющей образовательную деятельность
1.1. Объем информации, размещенной на информационных стендах в помещении организации, по отношению к количеству материалов, размещение которых установлено нормативно-правовыми актами
1.2. Объем информации, размещенной на официальном сайте организации, по отношению
к количеству материалов, размещение которых установлено нормативно-правовыми актами
1.3. Доля получателей услуг, удовлетворенных открытостью, полнотой и доступностью
информации о деятельности организации, размещенной на информационных стендах, на
сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Итоговое значение
30
30
40
100,00
30,00 30,00 39,46 99,46
Организация
1.1
Максимум
Детский сад общеразвивающего вида №48
1.2
1.3
2. Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность
2.1. Обеспечение в организации комфортных условий для предоставления услуг
2.2. Доля получателей услуг, удовлетворенных комфортностью условий предоставления
услуг.
Организация
2.1
17
2.3
Итоговое
Максимум
Детский сад общеразвивающего вида №48
30
50
30
47,78
значение
100
97,78
3. Доступность образовательной деятельности для инвалидов
3.1. Оборудование территории, прилегающей к организации, и ее помещений с учетом
доступности для инвалидов.
3.2. Обеспечение в организации условий доступности, позволяющих инвалидам получать
услуги наравне с другими.
3.3. Доля получателей услуг, удовлетворенных доступностью услуг для инвалидов
Организация
3.1
3.2
Максимум
Детский сад общеразвивающего вида №48
30
12
40
40
Итоговое
значение
30
100
30,00
82,00
3.3
4. Доброжелательность, вежливость работников образовательной организации
4.1. Доля получателей услуг, удовлетворенных доброжелательностью, вежливостью работников организации, обеспечивающих первичный контакт и информирование получателя услуги при непосредственном обращении в организацию.
4.2. Доля получателей услуг, удовлетворенных доброжелательностью, вежливостью работников организации, обеспечивающих непосредственное оказание услуги при обращении в организацию.
4.3. Доля получателей услуг, удовлетворенных доброжелательностью, вежливостью работников организации при использовании дистанционных форм взаимодействия (по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов.
Организация
4.1
Максимум
Детский сад общеразвивающего вида №48
4.2
Итоговое
значение
20
100
19,66
96,99
4.3
40
40
38,67 38,67
5. Удовлетворенность условиями оказания услуг
5.1. Доля получателей услуг, которые готовы рекомендовать организацию родственникам
и знакомым.
5.2. Доля получателей услуг, удовлетворенных графиком работы организации.
5.3. Доля получателей услуг, удовлетворенных в целом условиями оказания услуг в организации.
Организация
5.1
Максимум
Детский сад общеразвивающего вида №48
5.2
Итоговое
значение
50
100
48,89
96,33
5.3
30
20
29,00 18,44
Общий итоговый рейтинг организаций в разрезе представленных критериев:
Итоговая
оценка
100 100 100 100 100
100
99,46 97,78 82,00 96,99 96,33 94,51
Организация
1
Максимум
Детский сад общеразвивающего вида №48
18
2
3
4
5
3. SWOT- анализ потенциала развития МДОУ
детский сад общеразвивающего вида №48
Сильные стороны
Слабые стороны
1. Наличие педагогических работников,
не имеющих квалификационные категории (42%).
2.
Недостаточное
психологопедагогическое сопровождение и поддержка особых детей (с ОВЗ, талантливых детей) специалистами ДОУ.
3. Подходы к реализации Образовательной программы требуют внесения изменений в соответствии с акцентом на поддержку и развитие детской инициативы.
4. Недостаточное оснащение образовательного процесса цифровыми ресурсами.
5. Недостаточное использование потенциала ДОУ для организации дополнительного образования детей.
1. Готовность большинства педагогов к
инновационной деятельности. Сплоченный педагогический коллектив, оптимальное соотношение педагогических работников по возрастному показателю,
уровню образования.
2. Отмечается динамика физического развития детей.
3. Стабильно положительные результаты
освоения детьми образовательной программы ДОУ.
4. Организованна целенаправленная работа по изучению, обобщению и распространению передового педагогического
опыта. Педагогическим коллективом накоплен опыт работы по разным направлениям ООП ДО.
5. Активное участие педагогов, детей в
конкурсах разного уровня.
6. Улучшение материально – технической, безопасной среды ДОУ.
7. У родителей сформирован запрос на
качество образовательной деятельности,
реализацию инновационных направлений
в развитии ДОУ.
8. Высокий процент удовлетворенности
родителей качеством предоставляемых
услуг.
Оценка перспектив развития
Благоприятные возможности
1. Стремлением педагогического коллектива к осуществлению инновационной
деятельности.
2. Педагогический коллектив обладает
достаточным уровнем профессиональных
компетенций.
3. Взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей.
4. Готовностью партнеров (социальных
учреждений) города к сотрудничеству.
5. Созданием благоприятного социальнопсихологического климата в коллективе.
Риски
1. Дефицит педагогических кадров.
2. Низкий уровень мотивации педагогов.
3. Отсутствие у коллектива четких представлений о ходе реализации Программы
развития.
4. Родители – не активные субъекты образовательного процесса.
Проведенный SWOT анализ позволяет сделать выводы, что в настоящее время ДОУ располагает достаточными образовательными ресурсами, способными удовлетворить запрос на
получение качественного образования, востребованного родителями и широким социумом.
19
4.Концепция Программы развития ДОУ
4.1. Концептуальные идеи, основные положения, принципы и подходы, реализуемые в
Программе развития.
Концептуальной идеей коллектива детского сада является установка, что каждый ребенок
– успешный дошкольник. Успешность выпускника дошкольного учреждения предполагает
личностную готовность его к школе и выражается во «внутренней позиции школьника» (то
есть готовности ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика), включающей
форсированность мотивации на успешность в учебе и дальнейшей жизни, начальных ключевых компетентностей и универсальных учебных действий.
Основные положения:
– приоритет ребенка. Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую
связана с ценностью ребенка. Стремление построить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка означает, с одной стороны,
бережное отношение к ребенку (его здоровью, интересам, возможностям), с другой стороны,
создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе. Такими условиями в ДОУ выступают вариативность образовательных программ, использование современных образовательных технологий, высококвалифицированный педагогический коллектив, позитивная социально-психологическая атмосфера;
– доступность дошкольного образования. Под доступностью понимается соответствие содержания образования образовательным потребностям и интересам воспитанников, физическим возможностям ребенка, получение образования в независимости от внешних препятствий с учетом запросов родителей;
– качество дошкольного образования. Предоставлением возможности выбора для ребенка
индивидуального образовательного плана на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми; обеспечением социальной защиты ребенка; гарантией достижения каждым ребенком необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе.
Удовлетворение этих запросов является показателем качества дошкольного образования;
– привлекательность дошкольного образования. Расширение привлекательности дошкольного образования для различных социальных субъектов общества станет возможным лишь в
том случае, когда результат воспитательно-образовательного процесса станет гарантией успеха личности ребенка. Это предполагает: использование инновационных педагогических
практик в образовательном процессе; проведение маркетингового анализа рынка образовательных услуг; проведение анализа достижений дошкольного образовательного учреждения;
– преемственность дошкольного и начального школьного образования. Предполагает дальнейшее развитие контактов ДОУ со школой с целью обеспечения преемственности образования. Это позволит выпускнику ДОУ продолжить свое обучение не только в школе, но и в учреждениях дополнительного образования (музыкальной, художественной, спортивной). Успешной реализации этого направления могут послужить действия ДОУ по организации участия детей в конкурсах, соревнованиях и т. д.;
– компетентность (профессионально-педагогическая) – сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих
эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать
процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога;
– интеграция с преемственными учреждениями, которая строится с учетом формирования
рынка образовательных услуг, ориентирована на развитие вариативности образовательных
услуг с учетом интересов ребенка и запросов семьи;
– развивающего обучения, опирающегося на «зону ближайшего развития» воспитанников и
предполагающего применение форм и методов развития творческой мыслительной и практической деятельности;
– ориентации на личностные интересы, потребности, способности детей, предполагающей
всесторонний учет уровня развития и способностей каждого ребенка, формирование на
20
этой основе личных планов, программ обучения и воспитания с целью повышения познавательной мотивации и активности детей, развитие творческого потенциала личности;
– ориентации на успешность ребенка, при котором любое достижение воспитанника рассматривается как значимый для него результат;
– расширение спектра образовательных услуг, предполагающего вариативность реализуемых образовательных программ по дополнительному образованию;
– обратной связи. Отслеживание (мониторинг) отдельных параметров в образовательной
деятельности;
– системно-деятельностный подход, при котором знания и практические умения детей формируются в деятельности, в первую очередь игровой как основной для дошкольного возраста;
– системный подход, который предлагает рассмотрение деятельности ДОУ как единой системы, состоящей из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность;
– личностный подход ставит дошкольника в центр педагогического процесса; формирование личности, ориентация на личность, ее интересы;
– оптимизационный подход заключается в выборе наилучшего варианта из возможных.
4.2.Миссия, цель, задачи и функции развития ДОУ
Миссия ДОУ заключается в расширении возможностей, а значит, привлекательности
ДОУ. Данная миссия дифференцируется по отношению к различным субъектам:
– по отношению к детям и их родителям ДОУ обеспечивает развитие индивидуальных способностей ребенка для его успешности в дальнейшем обучении и жизни в современном обществе;
– по отношению к педагогическому коллективу: ДОУ создает условия для профессиональной самореализации педагога, социальной защиты и повышения квалификации;
– по отношению к системе образования: заключается в расширении доступности инноваций дошкольного образования посредством проведения на базе ДОУ обучающих семинаров, публикации методических рекомендаций;
– по отношению к обществу: миссия состоит в привлечении как можно большего числа различных субъектов к развитию и реализации дошкольного образования, расширению
ресурсной (кадровой, материальной, информационной, экспериментальной и др.) базы ДОУ.
Обеспечение защиты жизненно важных интересов каждого ребенка, создание условий
для удовлетворения базовых потребностей, обеспечивающих формирование и развитие ребенка-дошкольника в рамках развивающего образовательного пространства, является смыслом деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Осознавая значимость развития ребенка и его успешности в дальнейшей учебе и жизни в
обществе, педагогический коллектив детского сада сформулировал стратегическую цель.
Стратегическую цель - создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства, обеспечивающего условия для успешного развития дошкольника, с учетом ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста.
В рамках сформулированной цели выделены задачи, определяющие содержание деятельности педагогического коллектива ДОУ.
Задачи:
1. Совершенствовать содержание образовательной деятельности с детьми основанного на
личностно-ориентированном и системно - деятельностном подходах.
2. Формировать здоровьесберегающую среду как фактор сохранения и укрепления здоровья
детей и педагогов ДОУ.
3. Обновить развивающую предметно- пространственной среду ДОУ, способствующую реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов.
4. Повысить профессиональные компетенции педагога как носителя образования детей.
21
5. Повысить эффективность работы с родителями воспитанников как основной средой личностного развития ребенка.
6.Совершенствовать работу с социумом, надежного партнерства, как залог успеха и качества деятельности дошкольного учреждения.
7. Совершенствовать систему мониторинга качества образования (успешности) с учетом современных требований как основу достижений целей и успеха.
Функции:
Базовой функцией деятельности является обеспечение качества результатов образовательного процесса.
Вспомогательными функциями являются действия, обеспечивающие качество образовательного процесса. К ним относятся:
– воспитательная, обеспечивающая взаимодействие ребенка с окружающим социумом;
– методическая, обеспечивающая повышение квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения;
– поисково-исследовательская, обеспечивающая инновационный характер развития ДОУ;
– диагностико-коррекционная, позволяющая выявлять на начальном этапе проблемы
воспитанников и решать их в рамках специальной работы;
– социальная, обеспечивающая социальный характер образовательного процесса;
– управленческая, гарантирующая достижение поставленных в образовательном процессе целей.
5.Управленческий механизм реализации
Программы развития ДОУ
Структура управления Программой развития
1 уровень. Стратегическое управление: заведующий ДОУ, педагогический совет, родительский комитет.
2 уровень. Тактическое управление: заместитель заведующего, рабочая группа, педагог –
психолог.
3 уровень. Организационное управление: воспитатели, специалисты, родители (законные
представители), социальные партнеры.
Непосредственное руководство реализацией Программы развития осуществляет администрация дошкольного образовательного учреждения.
Организация контроля над реализацией Программы развития
Текущий контроль за ходом реализации Программы проводится на протяжении
всего периода ее действия в зависимости от сроков выполнения каждого мероприятия (еженедельно, ежемесячно, ежеквартально).
В конце каждого года подводятся итоги, анализируется степень достижения промежуточных задач, успехи и неудачи, их причины.
В случае необходимости может быть пересмотрена стратегия и тактика развития
ДОУ, внесены коррективы в план реализации стратегии.
Управление реализацией программы развития
Реализация деятельности системы управления ДОУ в период реализации Программы развития предполагает:
– развитие структуры управления, основанной на принципах демократии и гуманизма в управлении персоналом, системности и целостности управления, гласности
в принятии управленческих решений, коллегиальности, четком определении места и
обязанностей каждого специалиста в реализации управленческих решений;
– создание рабочей группы по реализации программы развития из числа педагогов ДОУ, определение ее функций в общей управленческой структуре (решение задач
периодического контроля и постоянного мониторинга хода выполнения Программы,
22
обобщение информации для принятия решений для оперативного управления реализацией Программы; помощь в организации методических мероприятий по повышению технологической культуры педагогов);
– организация контроля и мониторинговых процедур;
– совершенствование механизма мотивации, материального и морального стимулирования труда специалистов ДОУ.
Основные подходы к управлению Программой развития:
– согласованность и комплексность решения стратегических задач;
– взаимосвязь методических и кадровых ресурсов;
– установление приоритетов и последовательности в решении поставленных задач;
– достижение конкретного конечного результата и получение необходимых социальных и образовательных эффектов.
Общее руководство управления Программой развития осуществляет заведующий
ДОУ. Заместитель руководителя выполняет функции координации и управления контролем по вопросам реализации Программы. Рабочая группа участвует в проведении
мониторинга и обработке диагностических результатов, в осуществлении контролирующих мероприятий.
6. План действий по реализации Программы развитие ДОУ
В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод.
При этом выполнение стратегической цели и задач происходит в рамках реализации проектов по отдельным направлениям деятельности, каждая из которых представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на решение проблем данной сферы образовательной деятельности
Действия (мероприятия)
Сроки
Ответственные
1.Проект «Управление качеством дошкольного образования»
Цель: Повышение качества и доступности дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
путем обеспечения эффективного внутреннего управления ДОУ
1. Изучение нормативных документов
Заведующая ДОУ,
федерального, регионального, муниципального
заместитель заведующей
уровней, направленных на модернизацию
2024-2028 г.г.
по В.Р
дошкольного образования.
2. Разработка и корректировка локальных
2024 г
Заведующая ДОУ,
актов, обеспечивающих совершенствование
заместитель заведующей
содержания образовательной деятельности в
по В.Р
соответствии с Программой развития.
3. Внедрение инновационных образовательных
2024-2028 г.г.
Заместитель заведующего
технологий в рамках инновационной
по В.Р, Рабочая группа
деятельности с целью повышения качества
образования в ДОУ (в том числе с детьми
ОВЗ, одаренными).
4. Проведение воспитательных мероприятий, в
2024-2028 г.г.
заместитель заведующей,
том числе по нравственно-патриотическому
воспитатели
воспитанию в рамках ООП ДОУ.
специалисты
5. Разработать организационно2024 г.
Заместитель заведующей
управленческие решения, регулирующие
по В.Р.,
введение профессионального стандарта в
Рабочая группа
деятельность ДОУ.
6. Разработать систему физкультурно2024 г.
Заместитель заведующего
23
оздоровительных, профилактических
по ВР, Рабочая группа
мероприятий в ДОУ.
7 Оптимизация мониторинга результативности
2024- 2028 г. г.
Заместитель заведующего
образования и оценки развития детей, как
по ВР, Рабочая группа
критерия готовности к школьному обучению
9. Информирование общественности о
2024-2028 г.г.
Заведующий, заместитель
деятельности ДОУ на информационных стендах
заведующего по ВР
и официальном сайте ДОУ.
2. Проект «Комфортная и безопасная образовательная среда»
Цель: Обеспечение комфортной жизнедеятельности участников образовательных отношений путем
создания безопасного образовательного пространства.
1.Изучение нормативных документов федераль2024-2028 г.г.
ного, регионального, муниципального уровней в
Заведующий
области безопасности человека
Завхоз
2.Приведение в соответствии с требованиями
2024-2028 г.г
СанПиН, пожарной и антитеррористической
Заведующий
безопасности территории, здания, помещений и
Завхоз
коммуникационных систем учреждения (установка ограждения детского сада, пункта охраны
на центральный вход и др.)
3. Мониторинг детского травматизма,
2024-2028 г.г
безопасных условий труда и производственного
Заведующий
травматизма.
Специалист по охране
Проведение обучающих мероприятий по его
труда
профилактике.
5. Оснащение образовательного процесса
2024 – 2028 г.г.
учебными, игровыми, учебно-методическими
комплектами, дидактическими пособиями и
Заведующий
игрушками, в соответствии с ФГОС ДО и
Завхоз
направлениями инновационной деятельности, в
том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а
также повышение благоустройства детских
игровых площадок новыми игровыми
постройками
6. Оснащение здоровьесберегающего
2024-2028 г.г.
Заведующий
пространства посредством приобретения спорЗавхоз
тивного инвентаря и оборудования в спортивный
Инструктор по физ.
зал, на спортивную площадку.
культуре
7. Приобретение нового современного дидактического оборудования для внедрения цифровых
образовательных технологий в образовательное
2024 – 2028 г.г.
Заведующий
пространство ДОУ (логопедический стол,
Завхоз
роботы-лего, лаборатории для экспериментальной деятельности и др.)
Заведующий,
3.Проект «Педагогические кадры»
Цель: выстраивание (оптимизация) системы профессионального роста педагогических
работников в ДОУ, выступающих гарантом предоставления высокого качества образовательных
услуг
1.Составление плана-графика повышения квалификации педагогических работников, в том чисЗаместитель заведующего
ле по вопросам коррекционного образования, и
2024 – 2028 г.г.
по В.Р
24
контроль за его реализацией.
2.Подготовка и реализация плана-графика аттестации педагогических работников, индивидуальное методическое сопровождение аттестуемых педагогов.
3. Внедрение системы методических мероприятий с педагогами, отражающие инновационное содержание дошкольного образования
4. Стимулирование самообразования педагогов.
5.Активное участие педагогов в конкурсах разного уровня, в том числе конкурсах профессионального мастерства, инновационной деятельности.
6. Выявление, обобщение и транслирование
передового педагогического опыта на разных
уровнях презентаций.
2024 – 2028 г.г.
Заместитель заведующего
по В.Р
2024 – 2028 г.г.
Заместитель заведующего
по В.Р
2024 – 2028 г.г.
Заместитель заведующего
по В.Р
2024 – 2028 г.г.
2024 – 2028 г.г.
Заместитель заведующего
по В.Р
педагоги
Заведующий
Заместитель заведующего
по В.Р
7.Наставническая деятельность. Разработка ло2024 г.
Заместитель заведующего
кальных нормативных актов по вопросам внепо В.Р
дрения системы наставничества.
8.Разработка системы мотивации и
2024 г.
Заведующий
стимулирования педагогов к инновационной
Заместитель заведующего
деятельности.
по ВР
4. Проект «ДОУ + семья = Партнеры»
Цель: Использование эффективных форм работы по взаимодействию детского сада и семьи для
повышения родительской компетентности в вопросах образования детей.
1. 1.Разработка модели работы с родителями
воспитанников (в том числе детей с ОВЗ,
одаренных).
2. 2. Внедрение ффективных форм работы с
родителями.
3.
4.Создание атмосферы взаимопонимания,
общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки.
2024 г.
2024-2028 г. г.
2024-2028 г. г
4.
Заведующий,
Заместитель заведующего
по ВР,
Заместитель заведующего
по ВР,
воспитатели,
специалисты
Заведующий,
Заместитель заведующего
по ВР,
воспитатели,
специалисты
Заведующий, заместитель
заведующего по ВР,
педагоги
5. Мониторинг по выявлению
2024-2028 г.г.
удовлетворенности родителей качеством
предоставляемых услуг, запросов родителей в
рамках организации образовательного
процесса
5. Проект «Содружество-содействие-сотворчество»
Цель: Совершенствование работы с социумом, надежного партнерства, как залога успеха и
качества деятельности дошкольного учреждения
25
5. 1.Поиск новых форм эффективного
взаимодействия ДОУ с социальными
партнерами по вопросам воспитания и
развития детей.
2.Создание условий для обеспечения
всестороннего развития способностей и
творческого потенциала детей дошкольного
возраста через систему сотрудничества ДОУ с
социальными партнерами.
3.Реализация ООП с использованием ресурсов
социальных партнеров в рамках сетевого
партнерства.
2024 – 2028 г.г.
2024-2028 г.г.
2024 – 2028 г.г.
Заместитель заведующей
по В.Р.,
Рабочая группа
Заведующая ДОУ,
заместитель заведующего
Рабочая группа
Заместитель заведующего
по В.Р.,
Рабочая группа
5.Проект «Успешные дети»
Цель: направить усилия педагогического коллектива на выявление, поддержку и развитие
способностей и талантов воспитанников в различных видах деятельности и через систему
дополнительного образования.
1.Изучение нормативных документов по рабо2024 – 2028 г.г.
Заведующая ДОУ,
те с особыми детьми (одаренными, ОВЗ), в
Заместитель заведующего
том числе и в области дополнительного обрапо ВР
зования
2. Участие детей в муниципальных социальноЗаместитель заведующего
педагогических программах, проектах, конкур2024-2028 г.г.
по ВР,
сах.
Воспитатели
3. Оказание дополнительных образовательных
2024 – 2028 г.г.
Заместитель заведующего
услуг зарегистрированных в навигаторе
по ВР.
дополнительного образования Иркутской
Специалисты,
области с учетом запросов родителей.
Воспитатели
4. Оказание дополнительных образовательных
2024-2028 г.г.
Заместитель заведующего
услуг, используя ресурсы ДОУ по организапо ВР.
ции дополнительного образования.
Специалисты,
Воспитатели
5. Включение детей с особыми
2024-2028 г.г.
Заместитель заведующего
способностями, в том числе с ОВЗ в
по ВР.
конкурсное движение.
Специалисты,
Воспитатели
6..Организации развивающей предметно2024-2028 г.г.
Заместитель заведующего
пространственной среды ДОУ с учетом
по В.Р.
требований ФГОС ДО
Рабочая группа
План действий по реализации Программы развития на разных этапах предполагает
дальнейшую конкретизацию и распределение обозначенных мероприятий (действий) в годовом плане работы ДОУ
6. Ожидаемые результаты. Критерии результативности
Наименование целевого
показателя
Единица
измерения
Значение целевых показателей
2024
2025
2026
2027
2028
год
год
год
год
год
Задача: повышение качества и доступности дошкольного образования в соответствии с
ФГОС ДО путем обеспечения эффективного внутреннего управления ДОУ
26
Показатель:
Создание базы локальных
актов, обеспечивающих
совершенствование содержания образовательной
деятельности в соответствии с Программой развития
Показатель :
Доля воспитанников с высокой и средней степенью
готовности к школьному
обучению (результативность образования)
Показатель:
Доля воспитанников ДОУ,
принимающих участие в
инновационных образовательных, воспитательных
и социальных проектах
(5 – 8 лет)
Показатель:
Доля детей с ОВЗ, охваченных коррекционноразвивающей помощью
Показатель:
созданы условия для сохранения и укрепления
физического здоровья детей и ЗОЖ
%
100
100
100
100
100
%
90
92
93
94
95
%
50
52
55
57
60
%
100
100
100
100
100
%
65
60
65
75
80
Задача: обеспечение комфортной жизнедеятельности участников образовательных отношений путем создания безопасного образовательного пространства
Показатель:
%
100
100
100
100
100
Исполнение требованиями
СанПиН, пожарной и антитеррористической безопасности территории, здания, помещений и коммуникационных систем учреждения (установка ограждения детского сада,
пункта охраны на центральный вход и др.) в соответствии с планом мероприятий ДОУ
Показатель:
%
100
100
100
100
100
Создание безопасных условий для воспитанников
и производственного труда
сотрудников ДОУ
Показатель:
%
80
82
83
84
85
27
Оснащение образовательного процесса учебным,
игровым, учебнометодическим оборудованием и пособиями для реализации ООП и направлений инновационной деятельности ДОУ
Задача: выстраивание (оптимизация) системы профессионального роста педагогических
работников в ДОУ, выступающих гарантом предоставления высокого качества образовательных услуг
Показатель:
%
100
100
100
100
100
Доля педагогов ДОУ, которые прошли курсы повышения квалификации
Показатель:
%
55
60
63
65
70
Доля педагогов с категорией
Показатель:
%
30
35
40
45
55
Доля педагогов участвующая в конкурсах муниципального и регионального уровней
Задача: использование эффективных форм работы по взаимодействию детского сада и
семьи для повышения родительской компетентности в вопросах образования детей
Показатель:
%
37
40
45
50
50
Количество семей вовлеченных в образовательную
деятельность
Показатель:
%
91
92
93
93
94
Удовлетворенность родителей услугами предоставляемыми ДОУ
Задача: совершенствование работы с социумом, надежного партнерства, как залога успеха и качества деятельности дошкольного учреждения
Показатель:
единицы
2
2
2
3
3
Количество совместных
образовательных программ, проектов с социальными партнерами в
рамках сетевого партнерства
Задача: направить усилия педагогического коллектива на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов воспитанников в различных видах деятельности и через
систему дополнительного образования.
Показатель:
%
17
20
25
35
40
Доля детей охваченных
дополнительным образованием
Показатель:
%
42
43
45
47
50
Доля участия детей в муниципальных социально28
педагогических программах, проектах, конкурсах.
8. Результаты реализации Программы развития
Ожидаемым результатом является функционирование ДОУ как современного учреждения дошкольного образования, обеспечивающего формирование успешного дошкольника.
Модель успешного дошкольника
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности –
игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует
со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
стараться разрешать конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок,
танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо
понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и
управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких
предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?),
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной
культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области
живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на
свои знания и умения в различных сферах действительности.
Формированию перечисленных качеств и достижений детей дошкольного возраста способствует, в том числе и художественно-эстетическое развитие.
Модель «успешного дошкольника» ДОУ – это физически, психически здоровая, интеллектуально развитая социально адаптированная, любознательная, творческая,
нравственно воспитанная личность
Модель современного педагога ДОУ
Педагог является центральным звеном в процессе внедрения Программы развития дошкольного учреждения. Именно педагог, как субъект педагогической деятельности, обуславливает эффективное функционирование образовательного учреждения. Исходя из этого, мы
предлагаем модель современного педагога дошкольного образовательного учреждения.
Педагог:
29
- совершенствующий свою профессиональную компетентность;
- умеющий поддержать и развить способности и таланты у детей, способствующих их личностному росту;
- быть мотивированным и соответствовать глобальным вызовам, стоящим перед образованием;
- обладающий широким спектром компетенций;
- использующий и применяющий в своей работе инновационный педагогический опыт образовательных учреждений города, области, стран;
- владеющий современными образовательными технологиями и методиками на высоком
уровне, эффективно применяя их в работе;
- являющийся сторонником здорового образа жизни, стремящийся привить его не только
воспитанникам и их родителям, но и коллегам;
- умеющий интегрировать наиболее перспективные нововведения и продуктивные проекты
в образовательную деятельность;
- организующий эффективную систему работы по формированию у воспитанников чувства
патриотизма и активной гражданской позиции;
- развивающий у воспитанников нравственно-патриотические качества, гордость, гуманизм
желание приумножать богатство родного края;
- ориентирующий родителей на патриотическое воспитание детей путем приобщения к истории России;
- реализующий современные интерактивные, формы и методы воспитательной работы;
- создающий, поддерживающий уклад, атмосферу и традиции жизни образовательной организации;
- участвующий в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
- владеющий формами и методами обучения, в том числе, выходящими за рамки учебных
занятий: проектная, экспериментальная деятельность, мастер-классы и т.д.;
- организующий различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебноисследовательскую, художественно-продуктивную, культурнодосуговую, с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия
региона.
Основные ресурсы, обеспечивающие реализацию Программы:
Концептуальные ресурсы: наличие у коллектива единых ценностно-целевых психолого-педагогических установок, идей и тактики по их реализации.
Кадровые ресурсы: наличие необходимых кадров, рост профессиональной компетентности педагогов.
Командные ресурсы: благоприятный климат в коллективе.
Финансовые ресурсы: стимулирование сотрудников.
9. Заключение
Предлагаемая Программа развития будет определяться объективными условиями, которые сложатся вокруг системы дошкольного образования, а именно в вопросах управления и
финансирования. Программа развития дошкольного образовательного учреждения будет руководством к действию на ближайшие годы.
30
31