Использование блоков Дьенеша на физкультурных занятиях
17.05.2022
«Использование игровых сеансов на физкультурных занятиях с блоками Дьенеша»
Золтан Пал Дьенеш - Венгерский
математик, психолог и педагог, профессор
Шербрукского университета.
Автор игрового подхода к развитию детей,
идея которого заключается в освоении детьми математики посредством
увлекательных логических игр. Для этого Дьенеш
разработал и рекомендовал различные карточки, схемы – алгоритмы, увлекательные игры. В своих занятиях он использовал
специальные блоки, которые называл «логическими».
При помощи их ребёнок учится расшифровывать кодированные карточки
(классификации) определённой информации, разделять блоки по свойствам (цвет, размер,
форма, толщина), запоминать и обобщать.
Разработанные в 1960-х годах, блоки
Дьенеша популярны во многих странах и применяются до сих пор в различных
вариантах исполнения (объёмные, плоскостные) для развития детей и подготовки к школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в области
познавательного развития предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации. Развивающие игры «Логические блоки
Дьениша» полностью соответствуют современным требованиям и их можно успешно использовать не только на
занятиях математики, но и применять на занятиях по физической культуре.
Основной вид деятельности дошкольников
мы знаем - это игра.
Познакомившись с логическими играми
Дьенеша , я поставила перед собой
задачи:
1. Повысить интерес к занятиям по
физической культуре.
2. Активизировать двигательную
активность, используя подвижных игр с блоками Дьенеша.
3. Развивать логическое мышление, память,
внимание, восприятие.
Развивающие блоки (модули) Дьенеша
использовала в качестве:
предметных
ориентиров; схем, закодированных карточек, знаков – символов в последовательности выполнения общеразвивающих
упражнений, основных движений.
Например, дети берут 3цвета (согласно
методике – красный, синий, желтый мяч, кубик и т. д) и строятся в 3звена по
цвету предмета и ориентира – (модуля) , выполняют с ними упражнения.
В
конце ОРУ складывают предметы в корзину или обручи соответственно цвету
предмета.
Закодированные карточки, знаки – символы,
применяю в выполнении основных движений и играх. Особый интерес вызывали у детей комплексные занятия.
Например «Путешествие на домашний
остров» Дети по
зашифрованным карточкам должны занять соответствующие места на пароходе.
Затем по схемам сооружали «мост»,
по которому необходимо перебраться на другой берег.
Также кодированные карточки я
использую при проведении подвижных
и спортивных игр, например, «Найди свою пару», «Посади цветы на клумбу», «Кошки
мышки» и др. Дети не только выполняли, но и доказывали правила игры.
Занятия с использованием блоков Дьенеша были для детей необычными, захватывающими, что
способствовало повышению интереса к занятиям по физической культуре. Детям приходилось не только думать (анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать),
фантазировать (создать самостоятельные новые образы), но и
достигать поставленные цели по физической культуре.
Вся работа проводилась совместно с педагогами ДОУ: планировали взаимопосещения занятий, обменивались опытом, выстраивали
индивидуальную работу с детьми, готовили и изучали методические пособия и др.
Так, обычный набор геометрических фигур – модулей, используя на
занятиях по физической культуре,
способствовал развитию физических качеств у детей, повышению двигательной активности и развитию
психических процессов, мышления, памяти, внимания.
Чтобы дети полюбили заниматься спортом, необходимо использовать современные методы и
приемы, чем являлись игровые приемы с
блоками Дьенеша .