Обучение детей игре в шахматы
15.02.2022
Канина Екатерина Ивановна
Инструктор по физической
культуре
МДОУ Д/С «№ 48 УКМО
Опыт работы по теме
«Обучение старших
дошкольников игре в шахматы»
«Шахматы – это
превосходная школа
Последовательного мышления»
В.А.Сухомлинский.
Развитие науки и техники,
компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования
определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей уже в дошкольном
возрасте.
Воспитать человека
творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой
технической оснащенности – задача современного педагога.
Эффективным методом
развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста могут быть интеллектуальные
игры в шахматы.
Нужно ли учить
дошкольников этой игре? Многие исследования показали, что обязательно надо
учить детей шахматной игре. Это самая гениальная игра, которую придумало
человечество.
Шахматы содержат в себе
воспитательную, образовательную, физическую и эстетическую функцию.
Шахматы - спорт, но не
физический, а умственный. Шахматы — это отличная подготовка к школе.
В детском саду на протяжении многих лет я учила
детей игре в шахматы. На первых этапах работы были определенные сложности –
это, отсутствие какой-либо литературы, пособий, игровых
шахматных наборов в детском саду. Но интерес
детей и родителей к этой игре подвиг меня к созданию кружка «Юный шахматист».
Уже несколько поколений моих выпускников освоили эту волшебную игру.
В детском саду было разработано положение, поставлены
цели, задачи, определены направления, спланированы конечные результаты,
разработан перспективный план кружковой работы.
Цель: приобщение
воспитанников к игре в шахматы, способствовать
формированию логического мышления, памяти, внимания,
творческого воображения, умений производить логические операции.
Направления:
- история шахмат;
-
правила
шахмат;
-
словарь шахматных
терминов;
-
шахматные игры.
Планируемые результаты
для детей:
•
у детей сформирован интерес к игре в шахматы;
•
дети освоили правила игры в шахматы, основные понятия;
•
овладели элементарными навыками
игры;
•
умеют играть в парах, поддерживать
командный дух и играть за себя.
проявляют самостоятельность, настойчивость в
достижении цели, умение рассуждать, делать выводы.
Участники кружка – это
дети подготовительной группы (6-7 лет), которые были заинтересованы этой игрой.
В результате первичной
беседы, с помощью дидактических игр были выявлены незначительные знания и
умения детей играть в шахматы.
Для начала
- были созданы необходимые условия: появились шахматные уголки в группах, папки
с подборкой информации об «Истории шахмат», «История
шахматных фигур», «Известные шахматист». Разработаны конспекты занятия:
«В гостях у короля», «Советы Мудреца», «Прыг, скок, в бок» и др., созданы дидактические
игры, схемы, подобраны сказки, рассказы, загадки с шахматным содержанием, которые
систематизированы в картотеки, приобретены шахматные наборы и многое другое.
Формы организации детей:
групповая, работа в парах, индивидуальная, индивидуально-групповая (при
подготовке детей к соревнованиям). Занятия с детьми проходили в игровой форме. Каждая новая тема давалась на протяжении
нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить, и запомнить
материал. За основу я взяла пособие В.Г.Гришина «Малыши играют в шахматы»,
и И. Г.Сухин «Приключения в шахматной стране»
В
своей работе я использовала разные методы и приемы, опираясь на ведущий вид
деятельности — игру (словесный , наглядный , практический
)
Например,
давались творческие задания нарисовать или слепить ту или иную шахматную фигуру,
придуманную сказку; поиграть в шахматный театр; отправиться в путешествие с веселыми человечками, попавшие в
необычное шахматное царство. Превратиться
в « живые шахматы» и сыграть партию на напольной шахматной доске; разыграть
положение ограниченным количеством фигур, или блоки игровых позиций на
отдельных фрагментах доски, или разыграть шахматные миниатюры. Проводились шахматные викторины по
пройденному материалу, где дети демонстрировали свои знания и умения.
Особый интерес вызывали
встречи с интересными людьми.
В гости приглашались
известные шахматисты города. Так, у нас в гостях побывал Аверин Владимир Степанович
, который рассказал много интересного и увлекательного из мира шахмат. Так дети
узнали, что на серьезных шахматных турнирах всегда используются шахматные
принадлежности, изготовленные только из карельской березы, шахматная доска
имеет строгие размеры, шахматы имеют утяжеленную основу и изготавливаются известными
профессиональными мастерами. Владимир Степанович был
главным судьей нашего турнира, сыграл шахматную партию с детьми – победителями,
всем участникам и победителям вручил медали за особые успехи.
Все это вызывало интерес,
положительные эмоции, помогало концентрировать внимание на учебной задаче.
Не
все дети одинаково усваивали правила игры, успешно играли переносили поражения
и неудачи. Но каждый развивался по своей траектории успеха. Кого-то увлекала
шахматная игра, кому – то нравились увлекательные занятия, а
кто – то приходил к своим друзьям. И все это было важным.
Моими активными
помощниками были родители воспитанников.
Многие из них вместе с
детьми осваивали азы игры в шахматы, участвовали в мероприятиях, шахматных семейном турнире. турнирах,
готовили дидактические пособия, костюмы, оказывали помощь в приобретении
шахматного оборудования.
Для родителей был организован информационный
уголок, в который размещались консультационные материалы, успехи детей,
домашние задания («Что вы знаете об игре – шахматы», «Немного из истории о
шахматах», «Нужно ли учить детей играть в шахматы», «Чем полезны занятия
шахматами для дошкольника» «Шахматы как эффективное средство интеллектуального
развития дошкольников»)
По завершению работы кружка стало традицией проведение
шахматного балла. Это яркое, красочное, костюмированное представление. Для данного события музыкальный зал детского сада
празднично оформлялся шахматной символикой, поделками. Детям представлялась
возможность проявить свои умения и знания, творчество, фантазию, смекалку,
испытать радость общения – т.е. всему
чему они научились.
Свой опыт работы я представляла на районных методических объединениях,
на международной конференции «Развитие детей дошкольного возраста» на сайте
образовательного издания «ФГОС - Онлайн». Дети принимали участие в городских
шахматных турнирах, много слов благодарности, пожеланий
было оставлено в книге отзывов родителями и в СМИ - города.
Подводя итог многолетней работы можно сказать, что игра
в шахматы интересна и доступна для дошкольников.
Все
дети к концу года овладели шахматной игрой.
Дети
научились рассуждать, делать выводы, работать в паре, поддерживать командный
дух и играть за себя, учились преодолевать неуверенность, страх поражений и
неудач. В свободной деятельности в группе можно было чаще увидеть их
за игрой в шахматы, выступая в роли учителя, наставника, обучая своих
товарищей.
Шахматы — очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и
логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка,
прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития
малыша и подготовки к школе.
Хочется
надеяться, что наши воспитанники навсегда подружились с этой увлекательной и
мудрой игрой, которая обогатит их детский
мир.
В наше
время компьютеризации есть много возможностей игры в шахматы – это и есть дальнейшие
перспективы моей работы с детьми в кружке «Юный шахматист».